Путешествие накануне Преображения
На главную Преображенский Храм
погоста Старый Спас
Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
О Храме История Храма Святыни Храма Настоятель Храма Фотографии Храма Контактная информация
Главная \ Публикации \ Статьи \ Путешествие накануне Преображения



Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru   Православие.Ru

  Обзор православной книги от издательства Русский Паломник

Московская епархия Русской Православной Церкви  



Код ссылки на наш сайт:





Яндекс.Метрика
Путешествие накануне Преображения PDF Печать

Как интересно путешествовать по родным местам, узнавать новое о том, что стало привычным и обыденным. Ведь всё, что нас окружает, имеет свою историю. Часто эта история остается тайной за семью печатями. И тогда хочется воскликнуть: «Почему вещи не умеет говорить?» А ведь память не умирает. Она остается в виде зданий, предметов быта, архивных документов, уходит на страницы книг, но продолжает жить. И найденные крупицы истории можно заставить заговорить. И тогда без машины времени, но с помощью исторических источников и фантазии можно совершить путешествие в прошлое. Идёт Успенский пост, который посвящен Успению Божьей Матери. Три праздника - Всемилостивому Спасу (он называется в народе медовый Спас), Преображение Господне (так называемый яблочный Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа – как бы связуют весь Успенский пост. 6 августа (19 по новому стилю) празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник посвящен воспоминаниям события на горе Фавор, когда Господь преобразился перед учениками. Одежды Спасителя «сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». А из облака, «осеняющего их, исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Мк., 9, 2-8). Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни великого поста, покаянные дни. Тогда как праздник Преображения Господня – это великая радость, которая предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается воспоминание о страстях Христовых. А поскольку Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения знаменует собой соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа, дает нам нравственное утешение. Этот праздник внушает нам, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Вера наших предков в то, что за кратковременными печалями суетного мира обязательно воссияет слава вечного блаженства, была глубокой. Может именно поэтому из 18 храмов Хатунской десятины 3 носили название Преображенских: в селе Чудиново, селе Легчищево, на погосте Старый Спас. Два последних были расположены на расстоянии 2- 3 километров друг от друга. Сейчас этих храмов уже нет. Но что мешает нам совершить виртуальное путешествие в XVII век, когда не было шоссейных дорог, электричества, Интернета, но была глубокая вера в Бога. Мы идем по пустынной местности, по правому берегу Лопасни. На противоположном берегу дворцового ведомства село Бавыкино. А здесь в окружении лесов и полей погост Старый Спас. Сразу понятно, что местные жители занимаются сельским хозяйством: вокруг распаханные поля, стоят стога сена. Подходим к деревянному храму, крытому тесом. Здание включает паперть, трапезную и сам храм. На паперти установлены 3 колокола, как мы узнаем потом, каждый весом 7 пудов. Оба входа на паперть закрыты. И вокруг никого не видно, все заняты делом (по писцовым книгам XVII века на погосте проживали 2 священника с семьями, дьячок, пономарь). Может, кто-то есть в просвирне, небольшом здании недалеко от храма? Ведь скоро приходской праздник, Преображение Господне, а к нему всегда готовились заранее. И действительно, здесь мы находим одного из священников, Ивана Иванова. Он служит в храме уже много лет, и его дело после смерти будут продолжать его сыновья, внуки: Ларион, Григорий, Семен, Степан. Увидев нас, отец Иван очень удивился: ведь летний день год кормит, а мы стоим и бездельничаем. Но согласился показать нам свой храм. Двери церкви открыты, и мы заходим в полутемное помещение. Пахнет ладаном и еще чем-то очень неуловимым. Сразу при входе установлена хоругвь (священное изображение, носимое при крестных ходах на древке). На одной её стороне образ Преображения Господня, на другой - образ Происхождения честного Креста Господня. Эти великие праздники следуют один за другим в дни Успенского поста, и оба несут много радости и вкусности в дома христиан. В день Всемилостивого Спаса освящают мед, а на Преображение яблоки и виноград. Перед нами иконостас. В центре, как обычно, царские врата. В правой стороне от них - храмовый образ Преображения Господня, покрытый серебряным венцом, подвески у иконы (цаты) также серебряные. Священник рассказывает нам, что серебро, которое использовалось для украшения икон, было очень тонким, листовым, маловесным. «Вы, наверное, и не знаете, что такое серебро называется особо - басёмное», - немного ворчливо говорит хозяин. В первом ряду иконостаса мы узнаём иконы Владимирского образа Божьей Матери, Великомученика и Победоносца Георгия, Великомученика Никиты. Удивительно, что и до сегодняшнего дня в церкви на старом Спасе почитают этих святых. А когда был построен каменный храм, в 1855 году в нем освятили придел во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Средний ряд иконостаса называется Деисус, в нем было 11 икон. Мужчинам показали алтарь, где они увидели расположенные там за престолом образы Пресвятой Богородицы Одигитрии и Святителя Николая Чудотворца. Эти иконы также были украшены серебром, но здесь оно резное и золоченое. На жертвеннике стояли оловянные сосуды, покрытые воздухами (в церквах так называют покровы на сосуды со Святыми Дарами). Воздухи киндячные, то есть сделанные из набойной ткани розового цвета. В алтаре священнические одежды, для их изготовления использовались полотняные, атласные и камчатые ткани (шелковая китайская ткань с разводами) зеленого и синего цвета. Особое внимание на престоле привлекают Евангелие и Крест. Евангелие обито бархатной тканью, угловые изображения евангелистов медные. А Крест, которым после службы священники благословляли прихожан, обложен чеканным серебром с золочением. Пока мужчин знакомили со святыней алтаря (женский пол туда, как известно, не пускают), наша часть коллектива отправилась на клирос. Здесь мы увидели все книги, по которым и сейчас идет богослужение: Апостол, Минея, Триодь, Псалтирь, Октоих, требник, служебник. Такая большая библиотека позволяла вести каждую службу канонически правильно. Только нужно знать, что в XVII-XIX вв. и в алтаре, и на клиросе вели службу только мужчины. Мы осмотрели весь храм и были очень признательны отцу настоятелю, затем мы отправились в сторону села Легчищево, где находился ещё один объект нашего исследования. Путь наш лежал по лесу, в котором в большом количестве рос орешник. Мы не только полакомились вкуснейшей лещиной, но и нашли очень много грибов. А на берегу речки Родинка, которая была значительно шире и глубже нынешнего ручейка, мы увидели храм. Тоже деревянный, но более ветхий, чем тот, в котором мы были только что. Церковь Преображения Господня относилась, как и само село Легчищево, к монастырю Вознесенская Давидова пустынь. Наверное, поэтому в церкви не было тарханной грамоты (освобождающей от податей). При церкви жили поп, дьякон, дьячок, пономарь. По писцовым книгам XVII века налоги с прихода платил только черный поп Герасим. Всего налога выходило 15 алтын 2 деньги (для сравнения – Преображенский погост на Старом Спасе платил 3 рубля 20 алтын 3 деньги). Церковь в селе Легчищево имела предел, освященный во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. В Деисусе этого храма было 26 икон. Наиболее почитаемым был образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Оклад этой иконы был серебряным. В алтаре хранились 2 Евангелия: переписанное и печатное. Сосуды, используемые в богослужении, оловянные и деревянные. Очень богатым и представительным было паникадило: оно было медным, имело 9 шанданов (подсвечников) с шелковыми кисточками на каждом. На паперти храма было 4 колокола. Если на Старом Спасе длительное время служили Ивановы, то в Легчищево чаще упоминаются Захарьевы. Оба храма впоследствии были перестроены. Церковь Преображения на Старом Спасе стала каменной в 1780 году. Когда в Давидовой пустыни в 1844-1845 году строили новую колокольню, камень старой колокольни пошел на сооружение каменного храма в Легчищево. Наше путешествие закончено. Но этим маршрутом можно пройти и сейчас, представив себе живую историю. К сожалению, из двух храмов, украшавших этот уголок русской земли, остался только один на Старом Спасе. И теперь только от нас зависит, будут ли наши потомки, через многие годы любоваться его безыскусной, спокойной, умиротворяющей красотой. Для тех, кто может помочь храму Преображения Господня на Старом Спасе, мы публикуем расчетный счет. Да не оскудеет рука дающего! 
Литература: 1. В.и Г.Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах. XVII-XVIII вв. »,М., 1886г. 2. Веселовский С. «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв.», М, 1955. 3. Протоиерей И.Благовещенский «Краткие сведения о соборах и церквах г. Москвы и Московской епархии, с показом числа и названия престолов, постоянного дохода причта на 1866 г.», М, 1867г. 4. В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М., 2002 г. 5. «Как провести Успенский пост», издание Сретенского монастыря, 1998 г.
Талаева Н.Е.

Обновлено: 01.08.2011
 
Православный календарь