Подготовка к Исповеди
На главную Преображенский Храм
погоста Старый Спас
Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
О Храме История Храма Святыни Храма Настоятель Храма Фотографии Храма Контактная информация
Главная \ Публикации \ Таинства \ Подготовка к Исповеди



Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru   Православие.Ru

  Обзор православной книги от издательства Русский Паломник

Московская епархия Русской Православной Церкви  



Код ссылки на наш сайт:





Яндекс.Метрика
Подготовка к Исповеди PDF Печать

Готовясь к исповеди, полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:3 - 7:27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь - даже не идеала, а нормы, ибо слова Христовы - это норма христианской жизни. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Но разве мы достигли нищеты духовной - того богоподобного смирения, которое требуется от каждого христианина? "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Разве плачем мы о грехах наших, разве есть у нас искреннее покаяние? "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Разве достигли мы этой богоподобной кротости? И так нужно вспомнить все Заповеди Блаженства и сверить с ними свою жизнь. Потом нужно посмотреть, о чем Господь говорит далее в Нагорной проповеди. "Вы - свет мира". Являемся ли мы светом мира, или свет наш настолько помрачен, что люди отворачиваются от нас? "Вы - соль земли". Являемся ли мы солью земли? Или, наоборот, мы - "медь звенящая и кимвал звучащий" (1 Кор. 13:1)? А об отношении к ближним нашим: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Разве так мы поступаем? Разве не ждем мы от людей большего по сравнению с тем, что сами даем им? Затем следует вспомнить Молитву Господню - прошение за прошением. Святится ли в нас Имя Бога, или наоборот, делами своими мы непрестанно оскорбляем Его? Ожидаем ли мы Царствия Божия? Готовы ли подчинить свою волю Божией воле, или своя нам дороже? Принимаем ли мы "хлеб насущный", Хлеб жизни - Тело и Кровь Спасителя? Оставляем ли мы долги должникам нашим? Так, ставя себя перед лицом правды Божией, будем готовиться к исповеди. Чтобы знать, о чем нужно говорить на исповеди, очень важно от одной исповеди до другой следить за собой. Каждое утро, просыпаясь, мы должны подумать, что готовит нам предстоящий день, и помолиться о том, чтобы провести этот день достойно. В течение всего дня надо стараться представлять себя перед судом Божиим. Каждый вечер мы должны окинуть духовным взором прошедший день и вспомнить, какие из наших поступков были достойны Бога, а какие - нет. И за все хорошее, что мы сделали, надо поблагодарить Бога, сознавая, что без Его помощи ни одно доброе дело не делается: если нам удалось совершить что-то хорошее, то в этом заслуга не наша, а Божья, ибо "от Господа стопы человека исправляются". А за все плохое, что мы совершили, укорим себя и принесем покаяние. В качестве образца для определения своего внутреннего духовного состояния и для обнаружения своих грехов может быть взята несколько измененная применительно к современным условиям "Исповедь" святителя Игнатия Брянчанинова. Исповедаю аз многогрешный(ая) (имя рек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял(а) во все дни жизни моей, яже помыслил(а) даже до сего дня. Согрешил(а): Обеты Святого Крещения не соблюл(а), но во всем солгал(а) и непотребна себе пред Лицем Божим сотворил(а). Прости нас, Милосердный Господи (для народа). Прости мя, честный отче (для одиноких). Согрешил(а): пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и святой Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанный благодеяния, призыванием имени Божия без нужды - всуе. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): неимением ко Господу любви, ниже страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием святых икон; не носил(а) креста, стыдился(ась) креститься и исповедывать Господа. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): любви к ближнему не сохранил(а), не питал(а) алчущих и жаждущих, не одевал(а) нагих, не посещал(а) больных и в темницах заключенных; закону Божию и святых Отцов преданиям от лености и небрежения не поучался(ась). Прости мя, честный отче. Согрешил(а): церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил(а) празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеяностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, сплетнями, поминал(а) живых за упокой, ел(а) кровь животных*.(* VI Вселенский собор, 67-е правило. Деяние Апостолов, 15 гл) Прости мя, честный отче. Согрешил(а): обращением за помощью к посредникам бесовской силы - оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, "народным" целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам; участием в сеансах кодирования, снятия "порчи и сглаза", спиритизма; контактированием с НЛО и "высшим разумом"; подключением к "космическим энергиям". Прости мя, честный отче. Согрешил(а): просматриванием и прослушиванием теле- и радиопередач с участием экстрасенсов, целителей, астрологов, гадателей, знахарей. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): изучая различные оккультные учения, теософию, восточные культы, учение "живая этика"; занимаясь йогой, медитацией и т.п. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): чтением и хранением оккультной литературы. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): посещая выступления протестантских проповедников, участвуя в собраниях баптистов, мормонов, "свидетелей Иеговы", адвентистов, "богородичного центра", "белого братства" и иных сект, принимая еретическое крещение, уклоняясь в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): осуждением всех людей - живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил(а) злорадством, зложелательством, злосоветованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен или юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил(а) любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): осуждением архиереев и священников, ослушанием отца духовного, ропотом и обидой на него и неисповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Согрешил(а): немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): леностию, расслаблением негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками; (тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху - детоубийству). Прости мя, честный отче. Согрешил(а): провождением времени в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, в неумеренном смотрении телевидения. Согрешил(а): унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством, Прости мя, честный отче. Согрешил(а): клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): против Животворящих и Святых Тайн Христовых, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил(а): словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их, Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном(ой), а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь. Некоторые воспринимают исповедь как возможность пообщаться со священником, задать ему вопросы и получить на них ответы. Каждый священник подходит к исповеди по-своему: один считает своим долгом всякий раз дать полезный совет исповедующемуся, другой предпочитает слушать исповедь молча, и лишь в особых случаях нарушает молчание. Важно помнить, что исповедь - это не собеседование со священником, а предстояние перед Богом. Самое главное, что может произойти в исповеди, это наша встреча с Богом. А за советом можно обратиться к священнику и вне рамок исповеди. Иногда люди приходят на исповедь, чтобы пожаловаться на жизнь. Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник - это не врач-психотерапевт, а храм - не то место, куда нужно приходить с жалобой. Конечно, священник в каких-то случаях должен выслушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии. Иногда человек приходит на исповедь, чтобы поспорить с Богом, заявить о том, что Бог недостаточно чуток к нему, мало заботится о нем, что Бог ему чего-то недодал. Некоторые на исповеди жалуются на отсутствие ощутимого благодатного присутствия Божия в их жизни. Наверное, стоит, готовясь к исповеди, подумать о том, что не Бог оставляет нас, но мы оставляем Его. Если в нашей жизни присутствия Божия слишком мало, в этом виноват не Бог: виноваты мы сами, потому что не сделали все возможное, чтобы приготовить дом своей души к вселению в него Бога. Преподобный Серафим Саровский говорил, что вся разница между великим святым и великим грешником заключается в решимости. Святой - это грешник, который решился на то, чтобы исправить свою жизнь, и пошёл по этому пути. Никогда в жизни человеческой не бывает абсолютной святости и абсолютной греховности: бывает лишь какая-то степень удаленности от Бога или приближённости к Богу. В этом смысле каждый человек - и святой, и грешник - находится на пути к Богу, только один уже приближается к цели, а другой еще далёк от неё. Но предела у этого пути нет, так же, как нет предела совершенству. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - говорит Господь (Мф. 5:48). И мы должны каяться в своем несовершенстве, в том, что жизнь наша так далека от евангельского идеала. Именно в этом и вся суть нашего покаяния. Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает "разрешительную" молитву. Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения "разрешительной" молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако "разрешительная" молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства. Итак - исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощён. Прощёный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берёт у батюшки благословение. Взять благословение - это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: "Батюшка, благословите". Священник крестит человека знаком иерейского (священнического) благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника - не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа. Если христианин готовился к причастию, то спрашивает: "Благословите ли, батюшка, причаститься?" - и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн. После исповеди нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: "Со страхом Божиим и верою приступите". Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Практика исповеди перед Причастием существует в Русской Православной Церкви в течение долгого времени, хотя ее нет, и не было в Греческой Церкви. Эта традиция неразрывно связана с глубочайшим благоговением русского народа перед Святыней Тела и Крови Христа Спасителя! Русский православный человек не мыслил приобщения к Богу, без очищения от греха! Перед Причастием человек должен как-то очиститься, осознать свои грехи, примириться с Богом и с ближними. Вспомним слова Христа: "Прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой к жертвеннику" (Мф. 5:24).

Обновлено: 28.07.2011
 
Православный календарь