Евхаристия есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Хотя исповедь может подавать прощение грехов, однако для освобождения от грехов необходимо Божественное Причащение. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров - Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии - как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души). Что такое Святое Причастие, и к чему мы приступаем? В Евхаристии, причащаясь Св. Даров, мы соединяемся самым существенным образом, то есть не только душой, но и телом, соединяется – с тем Христом которому причащаемся. В Таинстве Евхаристии происходит восприятие Христом в Свою ипостась, в Свое Богочеловеческое естество предлагаемых хлеба и вина, происходит не слитное, неизменное, нераздельное, неразлучное единение хлеба и вина с Богом Словом Воплощенным. Теснейшее соединение, благодаря которому (не физическому изменению) они именуются истинным Телом и истинной Кровью Христа, потому что отныне они соединены с Богом Словом. Становятся едиными с Ним. Поэтому каждый причащающийся, как говорит св. Кирилл Александрийский, «сотелесен, единокровен» Христу. То есть мы по своему телесному, не только душевному, состоянию становимся такими, как Он. Его Тело и остается Его Телом, но мы становимся едиными с Ним, ибо соединяемся, а не превращаемся. Само Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть тело Мое, и взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: Пийте от нея вси, ибо сия есть кровь Моя Нового Завета, за многия изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:26-28). «Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души» (свт. Киприан Карфагенский). Вот как говорит об этом Сам Иисус Христос: «... Я есть хлеб жизни... хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрёт, но будет жить во век» (Евангелие от Иоанна 6:48-51). Св. Церковь учит, что христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Евангелие от Иоанна 6:53). Спаситель говорит: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54). «... Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Евангелие от Иоанна 6:35). «... Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же который Я дал, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна 6:57). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения. В Евангелии читаем слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ самый простой, естественный для человека — через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему. Господь сказал: «Кто не ест Тело Моё, и не пьёт Кровь Мою, не имеет в себе жизни вечной». К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, т.е. молитвою, постом, христиански смиренным настроением, покаянием и исповедью. Существует молитва домашняя и церковная. Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение. Для молитвенной подготовки ко Св. Причащению накануне причастия нужно прочитать: Последование ко Святому Причащению. Оно находится в любом Православном молитвослове. Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин. Если человек хочет читать каноны и акафисты, и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может. В таком случае следует читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу – хранителю. С молитвою соединяется трехдневный пост, то есть воздержание от скоромной пищи (пищи животного происхождения) - мяса, молока, масла и яиц. Пост также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в течение поста до причастия воздерживаться от телесного общения. Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакокурением или винопитием также должны воздержаться от своих страстей). Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Будем прилежать, братья, безмолвию, посту, молитве, слезам, церковным собраниям, рукоделию, общению со святыми отцами, послушанию истине, слушанию божественных Писаний, чтобы не иссох наш разум, а более же всего постараемся сделать себя достойными Причащения Божественных и Пречистых Тайн, чтобы наша душа очистилась от рождающихся помыслов неверия и нечистоты и дабы поселившийся в нас Господь избавил нас от лукавого». Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания. Как говорилось выше, для того чтобы очистить себя от грехов, перед приятием Пречистых Тела и Крови Христовых, нужно исповедоваться. Григорий Богослов говорит: «Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога — возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви — более горячими, в знании — более утонченными, в послушании — более готовными, к действиям благодати — более восприимчивыми. А для тех, которые причащаются нехорошо, последствия противоположные, потому что они не запечатаны честной Кровью нашего Господа. Святитель Василий Великий говорит: «И сподоби неосужденно причаститися Пречистых сих и Животворящих Твоих Тайн во оставление грехов». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов». То есть чтобы послужили эти Тайны причащающимся для очищения души и прощения грехов. Приступая к Причащению Пречистых Тайн, не нужно осенять себя крестным знамением, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши. Надо стать перед священником, Сложив крестообразно руки на груди (правая на левой), внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста(рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать «Благодарственные молитвы» (или прочесть их, придя домой). В день Св. Причащения - вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
|