Таинство Елеосвящения
На главную Преображенский Храм
погоста Старый Спас
Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
О Храме История Храма Святыни Храма Настоятель Храма Фотографии Храма Контактная информация
Главная \ Публикации \ Таинства \ Таинство Елеосвящения



Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru   Православие.Ru

  Обзор православной книги от издательства Русский Паломник

Московская епархия Русской Православной Церкви  



Код ссылки на наш сайт:





Яндекс.Метрика
Таинство Елеосвящения PDF Печать

Соборование или елеосвящение, - одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным маслом, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: "врачи, которые лечат тела людей... никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу... здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь". Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14 - 15). История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6.13). Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14 - 15). Однако следует отметить, что не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения. Это Таинство служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. В нем при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия. Таинство называется соборованием, потому что его принято было совершать "собором" семи священников. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино - искупительную Кровь Спасителя. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещеные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании. Соборование обычно совершается в храме. После молитв читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела (лба), щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа. Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по усмотрению Божию необходимо для спасения болящего. По сложившейся в последние годы традиции Таинство елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех желающих прихожан; в остальное время, в случае необходимости, следует обращаться к священнику. Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, это не "один из последних обрядов", открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное "дополнение" к медицине. Оба эти взгляда ошибочны, и, следовательно, абсолютно неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как "последнее напутствие" и не может быть повторяемо. Елеосвящение может быть совершаемо и в церкви, и на дому. Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо. с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и пр. масла) и немного красного вина. При этом необходимо иметь при себе чистый платок для отирания елея и, желательно, небольшой листок бумаги для защиты руки от стекающего по горящей свече воска (в центре листа делается отверстие, сквозь которое продевается свеча). Оставшееся после таинства освященное масло, называемое соборным, хранится в красном углу: при недугах душевных и телесных его можно с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места. После Таинства Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься!

Обновлено: 28.07.2011
 
Православный календарь